Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано (изменено)
мультик производит шим управление силовым мосфетиком

. По моему мнению чуть не так. Мультик производит шим, но не мосфета рядом, а посредством шима задает напряжение на выходе HIP6601 и соответственно вентилятора. Выходное напряжение в HIP6601 задается именно ШИМом. НО проверить вашу и мою версию не получится, эта мамка наполовину распаяна.

 

 

Ни коим образом не относится к управлению карсоном

Возможно Вы правы, но некчему осциллографом дотянутся. Если у вас есть под рукой такая работающая мать покажите осцилограму с 3x пинового мотора....., что у нее ШИМ прицеплен к питанию вентилятора.

И все же считаю что управление 2ух проводными вентиляторами правильнее было бы осуществлять регулировкой напряжения. Хотя работать будут оба варианта. 

 

PS В старых вентиляторах возможно была схема управления близкая как в пост #4, при таком раскладе, вполне могли дергать питание ШИМом. НО, покупают новые вентиляторы и речь именно о них. А в новых вентиляторах поголовно стоит логика с определением положением вала.  

Изменено пользователем Shnec
  • Ответов 148
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Опубликовано (изменено)
но не мосфета рядом, а посредством шима задает напряжение на выходе HIP6601 и соответственно вентилятора. Выходное напряжение в HIP6601 задается именно ШИМом

Повторяю ещё раз: HIP6601 это драйвер мосфетов VRM!!!!!  Не имеет ни какого отношения к FAN!!!!  Читайте даташит!

 

 

 

НО проверить вашу и мою версию не получится

У меня не теория, а практика и знания!

 

 

 

Возможно Вы правы, но некчему осциллографом дотянутся.

Он вам точно не нужен...

 

 

 

И все же считаю что управление 2ух проводными вентиляторами правильнее было бы осуществлять регулировкой напряжения.

Свое мнение при себе и оставьте. А грамотные люди будут делать так, как правильно и эффективно.

Изменено пользователем Alex73
Опубликовано

 

 

Он вам точно не нужен
Нужен ибо это факт а не предположение, и он будет, нашел в своих закромах и 3х проводный вентель и высмотрел в древней мамке (рабочей) MSI K9N ULTRA. 3х и 4х пиновые разъемы для CPU FAN вентилятора. Так что истина скоро будет. :) 
Опубликовано

HIP6601 - это Synchronous-Rectified Buck MOSFET Drivers - т.е. управляемая понижайка напряжения. Делаем вывод. Управление оборотами в трехпроводной схеме реализовано регулировкой напряжения.

 

Да хреновый из тебя логик, да и схемотехник так себе...

Вот что это такое и типовая схема, ИМХО эл. зажигания.

 

post-5592-0-29207300-1492350173_thumb.jpg post-5592-0-29896500-1492350334_thumb.jpg

 

Для справки - нет на материнке ничего аналогово, окромя ЦАП аудиотракта и Dual-UP модема. Слишком роскошно будет ЦАПами вентиляторы крутить.

Опубликовано

 

 

PS В старых вентиляторах возможно была схема управления близкая как в пост #4, при таком раскладе, вполне могли дергать питание ШИМом. НО, покупают новые вентиляторы и речь именно о них. А в новых вентиляторах поголовно стоит логика с определением положением вала.

Это  что за пёрл? Как была "система с принципом" 25 лет назад, так и осталось, без сколь либо значительных изменений. Самое значительное изменение, появление 4-го пина...  Купите новый разберите, отрисуйте и удивитесь... А потом раскажите.

 

А перл про "вентильный двигатель", это вообще нечто... Опять читаете по диагонали???

Цитирую ключевую фразу:

Вентильный двигатель следует отличать от бесколлекторного двигателя постоянного тока (БДПТ), который имеет трапецеидальное распределение магнитного поля в зазоре и характеризуется прямоугольной формой фазных напряжений[2]. Структура БДПТ проще чем структура ВД (отсутствует преобразователь координат, вместо ШИМ используется 120- или 180-градусная коммутация, реализация которой проще ШИМ).

У нас именно эти самые БДПТ! Им насрать что шим будет дергать постоянно!

Опубликовано

 

 

Да хреновый из тебя логик
Не вижу проблем из HIP6601 сделать понижающий синхронный управляемый регулятор напряжения..... Если рассматривать в этом ключе. Но я по моему согласился, с  Alex73

 что этот преобразователь к ФАНУ отношения не имеет.  

Опубликовано

 

 

А в новых вентиляторах поголовно стоит логика с определением положением вала

 

Это-то ему зачем?

Там стоит контроллер, который крутит поле на статоре с определенной частотой/скоростью, за которым гоняется магнит ротора.

А датчик Холла там исключительно для внешнего выхода сигнала Sense.

Опубликовано

 

 

ИМХО эл. зажигания.
Это как расшифровать? :)

 

 

А датчик Холла там исключительно для внешнего выхода сигнала Sense.
при всем уважении, далеко не всегда так. Ваша же картинка в 4 посту. Коммутатору обмоток нужно знать положение ротора.
Опубликовано

 

 

и высмотрел в древней мамке (рабочей) MSI K9N ULTRA. 3х и 4х пиновые разъемы для CPU FAN вентилятора.

Изначально изучите мануал на неё, имеется ли возможность управления вентиляторами на 3-х пиновых разъемах, это есть не всегда и не во всех мамках, если вы так подумали. Обычно называется технология (режим) SMART FAN в биосе или нечто подобное.

Опубликовано

 

 

Коммутатору обмоток нужно знать положение ротора.

 

Зачем? Он их все равно по кругу со стабильной частотой гоняет, а ротор их догоняет.

Если коммутировать обмотки по положению ротора, то вент мог бы крутить и 10 и 20 оборотов в мин. без потери мощности.

А они и при 20% скважности не всегда стартуют.

Опубликовано

Зачем?

 

Функции драйвера и для этого ему нужен датчик холла.

1. Первоначальный старт из остановленного состояния

2. Синхронизация коммутации фазовых обмоток статора с полюсами ротора.

3. Определение момента блокировки (остановки) ротора, снятие силового управляющего напряжения с обмоток статора (исключение перегрузки драйвера и обмоток), переход в режим повторного старта.

 

 

Он их все равно по кругу со стабильной частотой гоняет, а ротор их догоняет.

 

Нет, не так. Нет ни какой стабильной частоты. Нет ни каких частото задающих элементов у драйвера.

Частота вращения ротора зависит только от соотношения мощности крутящего момента приложенного от статора к ротору и сопротивления вращению ротора с лопастями обусловленного сопротивлением воздуха. ВСЁ.

 

 

Если коммутировать обмотки по положению ротора, то вент мог бы крутить и 10 и 20 оборотов в мин. без потери мощности.

 

Вот именно, если коммутировать принудительно неким контроллером, то так и будет. Например прямой привод в стиралках. Но это не наш случай. У нас система с самовозбуждением, обратная связь через ДХолла.

 

Пример простейшего, были такие вентили во времена IBM PC-XT

post-6820-0-41216000-1492357668_thumb.png

 

А теперь драйвера используют, примеры даташитов.

http://pdf1.alldatasheet.com/datasheet-pdf/view/173061/UTC/SK6406.html

http://www.njr.com/semicon/PDF/NJM2644_E.pdf

http://www.onsemi.ru.com/pub/Collateral/EN6204-D.PDF

Опубликовано

Фух, отснял испытания 3х проводного вентилятора, щас фотки в размеры подгоню и выложу вместе с осцилограммами.

Опубликовано (изменено)

И так, вопрос был в следующем: Каким методом управляется 3х проводный вентилятор на (старых) материнских платах при наличии такой возможности управления (SMART FAN на данной матери присутствует).

Испытуемая мать: MSI K9N ULTRA (примерно 15 лет от роду)

 

Испытуемый 3 wire FAN: Titan Super Silent Cooler. (примерно 20 лет от роду) К его разъему припаял провода к красному +, к черному -. (белый и зеленый соответственно для возможности подключится осциллографом. На фото видны щупы осциллографа. Сам 3х пиновый разъем был подключен вместо 4пинового. Основной куллер 4пин отключен вообще. 

При старте системы  39С 2033 об/мин на куллере.

напряжение на вентиляторе ~7V.

После прогрева проца до 50С имеем 2766 об/мин  на куллере.

напряжение на вентиляторе выросло до 12V. 

Как видим по осциллографу, никакой ШИМ не наблюдается.

Итого: 3х проводные вентиляторы на материнской плате управляются НАПРЯЖЕНИЕМ от 7 до 12V.

Моя совесть чиста.

(Фсе фото ровные т.к. снималось на OLYMPUS с штатива. по просьбе могу выслать всю пачку оригиналов.)

 

 

Alex73 

Плюсую за пост выше, это то что мне хотелось донести, а кое что и узнать самому.... 

post-13049-0-53801000-1492364996_thumb.jpg

post-13049-0-25298200-1492365021_thumb.jpg

post-13049-0-75320500-1492365044_thumb.jpg

post-13049-0-56940700-1492365064_thumb.jpg

post-13049-0-63721500-1492365088_thumb.jpg

post-13049-0-34236200-1492365114_thumb.jpg

Изменено пользователем Shnec
Опубликовано

В вашем частном случае да, пропеллер управляется постоянкой.

MSI местами "чудная" контора. Это ровным счетом не означает, что так всегда и везде.

 

Кусок схемки именно вашей М/В.

post-6820-0-86218900-1492392029_thumb.jpg

 

WINBOND PRE DRIVER DC FAN

post-6820-0-61049000-1492392056_thumb.jpg

Опубликовано

З.Ы.

И вообще, мы как то очень сильно отвлеклись от темы, скатились почти до флуда...

ТС уже на 9-ом сообщении остался удовлетворен и отвалился.

 

Итог: выбранный аффтаром девайс будет работать, так же как и варианты предложенные Uliss и вариант r2d2 (смотреть сообщения #4, #10) Больше в теме нет полезной инфы.

 

ИМХО: Значительно целесообразнее управлять 4-pin вентиляторами по выводу PWM, чем по силовому питанию.

За сим позвольте откланяться.

Опубликовано (изменено)
И вообще, мы как то очень сильно отвлеклись от темы, скатились почти до флуда... ТС уже на 9-ом сообщении остался удовлетворен и отвалился.

Но исходя из названия темы и самого вопроса, кроме готовых решений с АЛИ, автором  рассматриваются варианты. 

Флуд- да, кое что почистить бы стоило.

 

 

 

Больше в теме нет полезной инфы.

Начиная с вашего поста #36 и по силь, я бы это назвал ЗОЛОТЫМ ФОНДОМ ФОРУМА в базе знаний. (Но никак не флудом и бесполезной инфой.) :)

 

 

 

ИМХО: Значительно целесообразнее управлять 4-pin вентиляторами по выводу PWM, чем по силовому питанию.

+++++ (но, таких готовых устройств работающих из коробки я не встречал :(  )

 

Еще один вопрос остается без Вашего ИМХО: 

Как же с ТЕХНИЧЕСКОЙ точки зрения целесообразнее управлять, 2ух (3ех) проводными вентиляторами (в силу их дешевизны), Регулировкой напряжения или ШИМ? (работать будут и так и так), как идеологически правильно ?

ИМХО: Управлять напряжением (т.к. драйвер в двигателе будет работать в своем штатном режиме).

Изменено пользователем Shnec
Опубликовано

 

 

ИМХО: Управлять напряжением (т.к. драйвер в двигателе будет работать в своем штатном режиме).

 

Флаг в руки!

Грейте линейный стабилизатор мощностью рассеивания, а я как-то на ШИМ поработаю.

В ключевом режиме почти не греется.

Опубликовано (изменено)
Грейте линейный стабилизатор мощностью рассеивания

О чем Вы? какой линейный? Только DC to  DC!.  Если  в формате АЛИ говорить то  как пример. (не руководство к действию)  Любые DC DC модули на базе XL4005  в китайском исполнении и с заявленными 5А по току, в реальности легко держат свои 1,5А , без радиаторов. (у меня они вообще холодные. ) и это при цене $1 c доставкой :) Для больших токов, другие варианты выбираются. (не очень хочется, но можно устроить тест драйв приведенного в примере модуля   :)  )

 

А если смотреть в формате сделать для себя, есть более интересные варианты. А вообще я не патриот АЛИ :)

Изменено пользователем Shnec
Опубликовано

 

 

О чем Вы? какой линейный? Только DC to DC!. Если в формате АЛИ говорить то как пример. (не руководство к действию)

 

При запросе на регулировку оборотов 5шт 3.8А вентиляторов - прикиньте стоимость такой регулировки!

 

При использовании готового ШИМ стоимость 350-400р, с приложением рук - 200р

Опубликовано (изменено)
При запросе на регулировку оборотов 5шт 3.8А

 

 

Для больших токов, другие варианты выбираются.

Это дело выбора каждого.

 В моей голове (для себя) сейчас крутится вариант на базе: сдвоенного MOSFET CSD87588N c драйвером RT8110B + сильноточный SMD дроссель. По деньгам в пределах пары долларов, на выходе регулировка до 12V  5А(честных) и более  без радиаторов. (Не получится так сделаю по другому, своей цели добьюсь) Но это мое любительство и увлеченность. Каждый сам выбирает как он будет решать свою задачу. Вопрос на самом деле звучал по другому... Как целесообразно с технической точки зрения.... (коммерческая точка остается в стороне.) Мне например важно и интересно, услышать развернутое мнение разбирающихся в электронике участников форума, что бы разобраться, в чем я прав, а в чем заблуждаюсь.  

Изменено пользователем Shnec
Опубликовано (изменено)

Не ожидал, что тема выльется в столь бурную дискуссию.

 

ТС уже на 9-ом сообщении остался удовлетворен и отвалился.

Ничего подобного, как автор темы я все внимательно читаю и останусь с вами до последнего : )

 

Из всего вышеизложенного делаю вывод, что разумней будет построить управление на ШИМ генераторе. В электротехнике я смыслю немного, можно сказать дилетант, но уверен, что разберусь. Выбор пал на таймер NE555, уж больно много на нем показательных примеров и простых схем, что в моем случае является определяющим фактором. Буду пробовать, посмотрим, что из этого получится...

Изменено пользователем Просто мимо проходил
Опубликовано

Выбор пал на таймер NE555, уж больно много на нем показательных примеров и простых схем

 

Схем полно любых и на любой вкус и перечень элементов.

176/561ЛА7, NE555, TL494 от старого БП - вариантов масса.

 

pwm_7369c093ede31cf59a21940863a5f7a7.jpg  post-5592-0-80838600-1492302292.jpg

 

Вместо мотора с диодом ставите резистор 5-10кОм и с коллектора транзистора подаете управление на все входы PWM вентиляторов.

Минимальные обороты можно ограничить добавочными резисторами - или с одной стороны регулятора 47кОм, примерно 15кОм, или в эмиттере транзистора - примерно в 5-6 раз меньше коллекторной нагрузки.

Опубликовано (изменено)

Мой вариант управления 4пин  вентиляторами. Ver1 на микроконтроллере PIC16F1503. (мне так проще). В данной версии реализовано управление скоростью вращения 6тью вентиляторами  и сохранение значения PWM в память микроконтроллера. ( счетчики оборотов и I2C шина пока не реализованы ) В микроконтроллере задействовано 3 независимых модуля PWM. Сейчас сохраненные данные применяются для всех 3 PWM модулей одновременно. 1 модуль на 2 мотора. Частота PWM 25кГц. По желанию могу выложить в открытый доступ всю документацию и HEX  прошивку проца  для свободного повторения. 

post-13049-0-18572800-1492454201_thumb.jpg

post-13049-0-03715400-1492454236_thumb.jpg

post-13049-0-98411800-1492454251_thumb.jpg

Изменено пользователем Shnec
Опубликовано

Для контроля серверных вентиляторов, которые по 3.4А и 4к оборотов,  использую 4-пиновые разьемы куллеров материнки. ВЫвод шим и тахометр к мамке, земля и питание от серверного БП. В итоге все автоматизировано, картам жарко-куллера повышают обороты, сейчас же на минимальных крутяться. Зачем что-то еще мастерить, крутилки-регуляторы всякие, если можно все автоматизировать.

Опубликовано
mav4 

Хорошая мысль, но для закрытого или полузакрытого корпуса.  Для классической фермы (алюм рамка, мать внизу, 6 карт вверху) думаю не прокатит.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Похожие топики

    • Управление по финансовому надзору Великобритании призвало трейдеров не инвестировать в мемкоин Retardio

      Управление по финансовому надзору Великобритании (FCA) заявило, что популярный криптопроект Retardio оказывает финансовые услуги без разрешения регулирующих органов, и призвало трейдеров не инвестировать в этот мемкоин. FCA предупредило, что если инвесторы понесут потери при вложениях в мемкоин Retardio, созданный на основе блокчейна Solana, или если проект закроется, они не смогут обратиться за помощью в Службу финансового уполномоченного, чтобы компенсировать потери.   Сообщество Re

      в Новости криптовалют

    • Ремонт серверного БП HP, 2250W

      Прошу помощи в ремонте серверного бп Пред история, БП начал сильно шуметь кулерами, дело оказалось в том что один кулер перестал крутиться, в процессе разборки бп случайным образом произошло КЗ и выгорел неизвестный мне элемент. БП после этого не включается.  Прошу помощи в опознании элемента.  На фото оставил комментарии   общий вид  

      в Блоки питания, ИБП, силовая часть

    • Банк России планирует разрешить передачу ЦФА в доверительное управление

      Заместитель директора департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ Кристина Алешина заявила, что регулятор работает над поправками к законодательству, которые позволят передавать ЦФА в доверительное управление, а также добавлять их в паевые инвестиционные фонды. Кристина Алешина добавила, что для реализации данного предложения потребуется внести изменения в несколько профильных федеральных законов, в том числе 259-ФЗ, который регулирует оборот цифровых финансовых активов (ЦФА) и операци

      в Новости криптовалют

    • Toyota намерена внедрить в управление автомобилями элементы блокчейна Эфириума

      Японская автомобильная корпорация Toyota Motor заявила о начале работ по исследованию возможностей внедрения блокчейна Эфириума при разработке технологии автономного вождения транспортных средств. Корпорация представила обновленную версию концепции Toyota Mobility 3.0. По мнению разработчиков, проект сосредоточен на изучении мобильности смарт-аккаунта на блокчейне Эфириума «MOA» (Mobility-Oriented Account). Проект предполагает создание цифровых учетных записей на основе блокчейна для автом

      в Новости криптовалют

    • Управление финансовых услуг Дубая пересмотрело правила использования криптотокенов инвестфондами

      Управление финансовых услуг эмирата Дубай (DFSA) изменило местное законодательство с целью упростить режим предложения местным инвесторам криптовалют и токенов, а также уменьшить плату за свои услуги. Руководство DFSA согласилось с представителями местных инвестиционных фондов, жаловавшихся, что нынешний подход к регулированию предложения цифровых активов привел к существенным ограничениям деятельности.   На основании полученных от участников крипторынка отзывов регулятор отменил треб

      в Новости криптовалют

×
×
  • Создать...