Play-to-Earn – скоротечный хайп или будущее игр? Часть 1
Авторская статья геймера-манимейкера. Автор Glebasta Research. Редактор Вникаю в блокчейн
Март 2021 года, душная аудитория питерского вуза. Мой друг-манимейкер рассказывает очередную тему как можно заработать. На этот раз криптоигра – купи трёх монстров, бейся ими на арене с другими игроками и за это будут платить в токенах проекта. Окупаемость вложений примерно месяц. Звучало сомнительно, да и вход в игру на тот момент стоил 600 баксов, я принял решение немного подождать.
Проходит примерно четыре месяца, и… покупаю себе трёх персонажей из криптоигры Axie Infinity на общую сумму 1000 долларов. Залетел на хаях, как говорится?
С тех пор прошло около года, сектор Play-to-Earn сильно вырос, сейчас его капитализация составляет примерно 16 млрд долларов.
В статье расскажу о своём опыте взаимодействия с NFT-играми. На примере трёх наиболее запомнившихся проектов разберу преимущества, недостатки и попробую составить прогноз о будущем развитии Play-to-Earn.
Опыт игры в CryptoBlades
Начну с CryptoBlades, как самого показательного примера того, какой не должна быть криптоигра. А всё потому, что игрой это можно назвать лишь с огромной натяжкой – по сути, никаких игровых механик в этом проекте не было.
Изначально игра работала в Binance Smart Chain, затем добавили поддержку ряда других блокчейнов. На 19 апреля капитализация проекта составляет 4,5 млн долларов или 1219 место в рейтинге coinmarketcap. Однако, эти данные могут не отражать реальность, поскольку в августе 2021 разработчики приостановили вывод SKILL из игры, искусственно занизив давление продавцов на цену. SKILL – это нативный токен проекта, в котором выплачивалась награда за победы в боях.
Чтобы играть надо было купить NFT-персонажа и оружие (2 разных NFT). Они хранились в кошельке MetaMask, отображались как токены в сети BSC.
Далее выставляем персонажа на бой путём подписания транзакции в кошельке. Но боя как такового не было – победитель определялся автоматически, используя механику по типу «камень-ножницы-бумага». Вот и весь игровой процесс.
Я успел зайти в игру в конце июля 2021 примерно за 150$, купив на эту сумму самого персонажа и меч. Зарабатывал двумя способами:
- получение токенов SKILL за победы в боях;
- продажа персонажа сразу после его минта (в игре можно было создать персонажа за определённое количество SKILL) на внутреннем маркетплейсе игры. Некоторое время floor-цена на маркете превышала цену минта, что позволяло эффективно спекулировать. На сторонних маркетах NFT не торговались.
Свои вложения отбил за несколько дней а и заработал сверху 200 долларов, с учётом продажи персонажа. Сам же проект был в тренде всего лишь несколько недель. SKILL на хайпе пропампили до 150 долларов и потом также резко спустили до 10 баков. Одна из причин – слабая токеномика проекта.
Для выплаты наград игрокам предназначалось всего 20% эмиссии (200 тысяч монет). При этом, разработчики заявляли, что уже в июле в день было 75 000 активных игроков. На пике, один персонаж за один бой мог заработать примерно 0,06 SKIL. Получается в день на награды уходило минимум 4500 SKILL. Это из расчёта 1 игрок = 1 персонаж= 1 бой, а некоторые игроки делали целые фермы. Отсюда вывод, что монеты в пуле для наград быстро закончились.
Постепенно награды урезались, а в конце августа игра перестала начислять SKILL за победы и приостановила вывод токенов в MetaMask. На сегодняшний день в плане заработка игра не актуальна. Разработчики создали новую похожую игру с другим токеном – KING, предоставив возможность конвертации SKILL в KING.
Впечатление. Полное отсутствие игровой механики и слабая токеномика. Есть ощущение, что изначально разработчики искусственно завысили количество выплачиваемых за победы SKIL, что привело к хайпу, но и быстрому израсходованию пула наград.
Опыт игры в Thetan arena
Команда разработчиков Wolffun Game взяли свою же готовую игру с несколькими миллионами скачиваний в Google Play и App Store – Heroes Strike, приправили все соусом под названием «плохая криптоэкономика» и сделали Thetan arena. Получилась мобильная игра в жанре MOBA (многопользовательская онлайн боевая арена) с механиками Play-to-Earn и NFT.
Проект работает на блокчейне Binance Smart Chain. По капитализации занимает 403 место в рейтинге coinmarketcap. Самым крупным инвестором была вездесущая Animoca Brands.
Нативные токены: THG и THC. THG – токен управления проектом. В THC выплачиваются награды за участие в боях.
Изначально я холдил THG в течение полутора месяцев до запуска игры. Далее купил легендарного персонажа, приобретя бокс стоимостью 1000 долларов на сайте проекта за несколько недель до релиза. К моменту старта игры перс, выпадавший из легендарного бокса, торговался на маркете свыше 2000 долларов. Продать его в тот момент было бы лучшим решением, однако я решил играть.
Заработок в игре основан на получении наград в токенах THC за победу в боях. Основная особенность – необходимо играть в команде, поэтому наилучшим вариантом стал собрать друзей и весело провести время, зарабатывая THC.
Бои проходят на арене, в режиме реального времени, 4 на 4. У каждого персонажа свои способности (ближний либо дальний бой, запас брони и тд), которые надо комбинировать в команде, чтобы достичь победы.
У персонажа есть максимальный запас игр, в которых он может зарабатывать THC. Поэтому важен показатель винрейта, поскольку при проценте побед менее 50% от общего числа боев, перс мог не окупиться. Для моего легендарного каратиста данный показатель составлял 769 игр – в день 12 игр, в которых можно получать THC за победы.
За первые три дня я полностью окупил своего перса. На вырученные средства приобрёл ещё троих, которые окупились лишь на 30%. После израсходования запаса игр для заработка THC, эти персы не представляют ценности и остались лежать у меня в кошельке. Таким образом, необдуманное реинвестирование не позволило максимизировать прибыль, но позволило извлечь урок о необходимости фиксации прибыли в стейблкоинах.
Далее, за три недели удалось наиграть токена приблизительно ещё на 1200$, и даже чудом продать перса за 800$. Представляю эмоции человека, который купил его за 800$, а через неделю он стоил уже 80 долларов.
В итоге заработал примерно 2300$ за месяц игры. Лучше было просто флипнуть (быстро перепродать) перса до старта игры, сэкономил бы время и нервы.
На апрель 2022 года персонажи продолжают торговаться на внутриигровом маркете. Сейчас стоимость персонажей легендарного уровня с полным запасом игр начинается от 135$.
Впечатление. У игры высокий уровень вовлечённости в игровой процесс - это плюс в сравнении с предыдущей. Но также проблема с экономикой. Без механик воспроизводства ценностей внутри игры игроки просто зарабатывают THC, выводят и продают их, не привнося дополнительной ценности. Думаю, что это основная причина, по которой стоимость THC и NFT персов с каждым днём падали все ниже и ниже от своих пиковых значений.
Опыт игры в Axie Infinity
Самая известная и фундаментальная игра в P2E. На апрель капитализация составляет примерно 2,79 млрд долларов. У проекта есть известные партнеры и инвесторы, в том числе игровая студия Ubisoft, инвестиционные фонды A16Z и Animoca Brands.
Изначально игра разработана на Ethereum, затем перешла на разработанный её командой блокчейн Ronin, в котором комиссии существенно ниже.
Токены
У Axie Infinity есть 3 «обычных» токена и NFT. Подробнее о каждом из них.
AXS – это нативный токен, см функцией управления (согласно whitepaper). Однако, на сегодня как такового DAO в игре не существует.
AXS используют для бридинга (скрещивания) двух Аксей с целью получения нового монстра Акса с уникальным набором характеристик, основанных на характеристиках его родителей. При появлении третьего монстра, первые два также остаются у нас.
AXS можно заработать за топовые места в турнирной таблице по окончании сезона (размер наград и призовые места определяют разработчики перед каждым сезоном). С октября 2021 появилась возможность стейкинга AXS на сайте проекта и на сторонних площадках, например на Binance.
В токене SLP выплачиваются награды за победы на арене. Также SLP сжигаются в процессе скрещивания Аксей.
RON необходим для оплаты комиссии в сети Ronin. Для подключения к игре необходимо установить кошелёк Ronin в виде расширения в браузер или как мобильное приложение. Внутри игрового процесса блокчейн не используется, транзакций нет. На блокчейне работает маркет и хранятся токены: NFT, AXS, SLP, RON.
NFT Axies – сами монстры. Они хранятся в кошельке Ronin в виде NFT формата ERC-721. Монстры торгуются на внутреннем маркетплейсе игры и на OpenSea.
NFT Land Plot. Существуют уже несколько лет, торгуются на внутреннем маркете игры по цене от 3000 долларов за участок, однако на текущий момент никак не используются. В планах разработчиков расширить геймплей, чтобы на землях могли жить Аксики, собирать ресурсы и крафтить их для использования в боях. Недавно разработчики обмолвились о введении в будущем стейкинга земель.
NFT Land Item – это дополнительные предметы для земель: деревья, фонари, статуи. Пока неясно как именно они будут использоваться.
Игра
В июле 2021 купил трёх Аксиков примерно за 1000$.
Мои Аксики не были самыми сильными персонажами в игре. И они больше никогда не стоили так дорого как в день покупки – их цена на маркетплейсе упала примерно в 8-10 раз по состоянию на апрель 2022 года.
Механика игры достаточно простая. Выставляешь на бой Аксей и каждый ход выкидываешь карты своих монстриков. Они бьют вражеских Аксей и наносят урон. Задача выбить всех трёх Аксей противника. За победы получаешь токены SLP – чем выше рейтинг, тем больше награды. Раз в две недели есть возможность выводить SLP из игры на кошелёк Ronin и далее на Бинанс.
Аккаунт окупил примерно за 3 месяца. В первый месяц 500 долларов, второй – 350, третий – 250, четвёртый – 100 долларов. В ноябре зафиксировал небольшой профит, тех пор больше не продавал SLP – коплю в ожидании предстоящих обновлений в игре и вероятного пампа. Возможно, это ошибочное ожидание, поскольку такие игровые монеты с бесконечной эмиссией следует продавать каждый раз, как это представляется возможным.
На текущий момент можно создать команду из трёх Акси примерно за 90-150$. Это будут достаточно играбельные Аксики на высокий рейтинг. Возможный заработок с одной команды приблизительно 1-2$ в день.
Вероятность потери своих питомцев существует только в случае атаки на кошелёк со стороны мошенников или бана разработчиков за абуз игры. Потеря Аксей в результате геймплея невозможна – они умирают лишь в рамках одного боя.
Впечатление противоречивое. Зарабатывать бесконечно дешевеющую монету трудно, когда залетаешь на вершине хайпа, и при этом геймплей достаточно быстро успевает надоедать. От скуки может спасти частая смена своих Аксей на других с другими картами, что позволяет немного освежить ощущения от игрового процесса.
Но несмотря на обесценивание токенов, стоит отдать должное разработчикам, которые продолжают усердно работать над проектом. В будущем ожидаются нововведения, которые положительно скажутся на игровом опыте и, вероятно, на заработке.
Преимущества и недостатки P2E
Первый недостаток игр P2E – скудный игровой процесс, отсутствие сюжетных линий и слабая графика уровня нулевых годов. Из-за этого в криптоигры играют в большинстве своём манимейкеры, у которых в отличии от геймера главная цель заработок токенов, а не сама игра.
После успеха Axie Infinity огромное количество разработчиков быстро смекнули, как по-быстрому заработать и начали клепать ужасные по качеству игры со слабой экономикой. Некоторым удалось «выстрелить», заработать самим и дать другим, но на текущий момент индустрия переполнена шлаком и нуждается в «свежей крови» – играх, в которые будет интересно не только зарабатывать, но и играть.
Наличие игровых механик высокого уровня вовлекающих в игру, является обязательным для долгосрочной устойчивости проекта. Это будет положительно влиять на цену внутриигровых активов независимо от прибыльности игры. Люди должны покупать NFT, в первую очередь не с целью заработать, а чтобы играть, выделяться на фоне других игроков крутыми скинами своих персонажей и прочей косметикой. А возможность заработка должна быть приятным бонусом к интересному геймплею.
Ещё один недостаток P2E – это неустойчивость экономики в средне и долгосрочной перспективе. Обидно покупать NFT за 1000 долларов, а продавать за 10. Такая тенденция отталкивает новых пользователей от входа в игру, потому что нет уверенности в том, что очередное дно на графике не будет пробито.
Экономика многих действующих игр очень проста – купи NFT и получай бесконечно обесценивающуюся монету с надеждой окупиться. Как только рост игроков прекращается, экономика рушится. Пример динамики курса токенов рассмотренных нами P2E игр:
Везде наблюдаем одинаковую картину – взрывной рост и последующее обесценивание нативных токенов и NFT в течение нескольких месяцев. Кто-то успел заработать, кто-то больше потерял. Такая модель неустойчива в долгосрочной перспективе и новым играм придётся изобрести нечто новое, чтобы привлечь игроков и инвесторов не сиюминутной выгодой, а на длинную дистанцию.
Преимущества
Главная преимущество – возможность заработка. Если ранее это была прерогатива лишь немногих наиболее успешных и профессиональных геймеров, то с появлением P2E заработок на играх может стать массовым.
Яркий пример – филиппинцы, зарабатывающее на жизнь в Axie Infinity и других играх. Экономика региона сильно пострадала в результате пандемии, и в тот момент люди открыли для себя мир P2E. Сейчас это явление на Филиппинах стало настолько массовым, что налоговая потребовала уплаты налогов от дохода в игре.
P2E дала возможность игрокам владеть своими цифровыми предметами: персонажами, скинами, оружием, и прочим в виде NFT. В традиционной игровой индустрии любой внутриигровой предмет – это собственность разработчика, торговля которым на вторичном рынке формально запрещена. В секторе криптоигр торговля игровыми предметами наоборот поощряется. Они хранятся в виде NFT в кошельке игрока; он может его продать или подарить.
В заключение
Идея играть и зарабатывать получила сильный отклик у пользователей, инвесторов и разработчиков. Это можем видеть по росту числа проектов и капитализации сферы P2E.
Сейчас основная модель заработка в P2E криптоиграх заключается в покупке NFT и получении токенов за определённые игровые действия. Дальше идёт их продажа/перепродажа – игроки зарабатывают и выводят, не привнося дополнительного воспроизводства ценностей внутри игры.
Больше шансов на устойчивость имеют те P2E игры, где можно внедрить механики воспроизводства ценностей: коллекционирования, крафта, сбора ресурсов и пр. Без них сложно построить работоспособную в долгосрочной перспективе экономику.
Во второй части статьи рассмотрим какие есть направления развития P2E и несколько новых наиболее ожидаемых криптоигр.
Автор Glebasta Research. Редактор Вникаю в блокчейн
***
В нашем Телеграм-канале публикуем анонсы новых статей выходящих на Дзене и Medium, а также наблюдения, которые показались интересными, но вышли за тему еженедельной статьи.
Подписывайтесь на каналы и читайте про криптовалюты.
Эту статью также можно прочитать на моём канале в Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/media/id/5c47276e03922200ad73482d/playtoearn--skorotechnyi-haip-ili-buduscee-igr-chast-1-626cb3f65822e76d965fedd8?&
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти