Что такое сеньораж, инфляционный налог или почему сразу продавать намайненные монеты - самая рациональная стратегия.
Здравствуйте, дорогие читатели.
Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами тем, что каждый и так знает и подспудно понимает, но как правило не может сделать из этого правильные выводы. Любой человек, которому больше 3 лет, догадывается о том, что стоимость производства банкноты номиналом 1000 рублей намного меньше этой тысячи рублей. Ближе к 15 годам человек начинает понимать, что банкнота имеет срок жизни в 3-5 лет и потом её надо менять, плюс расходы на охрану и транспортировку, но все равно это стоит ну никак не полновесную тысячу рублей и даже не пятьдесят (минимальная банкнота в России). Тогда вопрос: когда свежеизготовленная бумажная валюта поступает в обращение через выплаты пенсий и зарплат чиновников, выплату подрядчикам на поставку кабеля в вооруженные силы и строителям моста через Керченский пролив, кто получает разницу стоимости?
Эта штука называется сеньораж. Придумано было аж в средние века как маржа феодала, взимаемая им за право чеканить монеты со своей рожей из металла пользователя. То есть если банкир приходил к местному главе мафии царьку-герцогу с мешком золота и заявлял, что у него есть мешок золота, но удобнее было бы в монетах и он хочет это сделать, местный альфа отвечал ему, что если толстосум желает чтобы монеты были с его рожей и следовательно имели легальное хождение на подконтрольной ему территории, то будь любезен поделиться. И в разные годы это "поделиться" составляло от 0.1% до 20%.
В наши годы все это и проще и сложнее одновременно. Так, никто не может прийти с мешком золота в казначейство и наделать себе монет, право выпуска денег для обращения полностью монополизировано. В то же время номинально вроде как весь сеньораж используется в общественных интересах для пенсий и закупки резиновых дубинок и слезоточивого газа от попыток расколоть общество. Так ли это на самом деле, зависит от страны к стране и настолько погребено под непростыми манипуляциями с залогами и облигациями, что не всякий дипломированный экономист разберется. В целом пропорция примерно 10-30% государство и 70-90% банки, и мне кажется, мы об этом уже говорили в некоем сильно упрощенном виде. Отметим на секундочку, что если производство и обслуживание банкнот хоть что-то стоит, то электронные деньги не стоят совсем ничего. А вы думаете, почему нас так упорно хотят полностью пересадить на них?
В сухом остатке остается простой факт: кто-то непрерывно снимает маржу с разности стоимости печати билетов банка России (или других стран) и их стоимости на улицах вследствие странной формы коллективного помешательства масс, которые считают эти типографские продукты ценностью.
Важным следствием этого процесса является инфляционный налог. Опять же, любой ребенок знает, что если сейчас стакан семечек стоит 10 рублей, то когда он закончит школу, он будет стоить больше. Инфляция это продукт нашей денежной системы и неотъемлемая её часть, а обратный процесс -- дефляция это ночной кошмар любого банка потому как ведет к краху банковской системы. Инфляция это скрытая форма налога на общество, причем как правило на бедную его часть, более склонную хранить накопления именно в наличности и страдающая особо острой формой помешательства.
Инфляционный налог обладает важным свойством. Как только нал попал к вам в руки, включился счетчик, уменьшающий его ценность, поэтому любой держатель банкноты заинтересован как можно скорее от неё избавиться. Основную прибыль от инфляционного налога получил сеньор, и чем дальше, тем эта прибыль уменьшается. Если правительство в 2014 году печатает 10000р и дает бабушке на пенсию, то наибольшую выгоду из этого извлекает правительство в виде погашения своих обязательств на полновесные 10000р в ценах 2014 года. Часть прибыли от сеньоража получает и бабушка, которая знает, что лучше бы ей потратить эти денежки пока не выросли цены от впрыска новой наличности в экономику (представим себе 100 миллионов бабушек, с которыми расплатились 1 триллионом свежевыпущенных рублей и оказываемый этим действием эффект на цены на колбасу и туалетную бумагу). Знает это и Гоги, продавший бабушке апельсины, и он тоже постарается как можно скорее расплатиться со своими поставщиками. И закрутилось, и понеслось. Важное правило: чем ближе к эмиссионному центру агент, тем больший кусок он отхватит от сеньоража свежевыпущенных типографских знаков денег.
Запомним это и перейдем дальше.
Казалось бы, при чем тут криптовалюты. При том, что экономические и монетарные процессы ничем не отличаются, а напротив предельно упрощены и вынесены на поверхность. Вот, чем по-вашему, занимаетесь вы, господа майнеры? И что есть ваш профит в виде разницы цены производства новой криптомонеты и её рыночной ценой, как не самый чистый сеньораж? И какой по вашему эффект вызывает включение новых монет в криптоэкономику? Самый натуральный инфляционный налог. Теперь внимание: кто ближе всех к эмиссионному центру? И какая стратегия рациональна для такого агента?
Так что не жадничайте, из-за скачков курса вы будете где-то терять, где-то выигрывать от мгновенной продажи, но валовый совокупный эффект от такой стратегии будет в плюс. И есть основания предполагать, что чем моложе монета, тем этот эффект больше.
14 Comments
Recommended Comments
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now