Добавлю немного информации про налоговую и переовды на карты. Думаю информация будет полезна для всех. Привожу две статьи для изучения.
Далее копипаста для чтения http://www.fontanka.ru/2018/02/16/122/
Банки ужесточают контроль за клиентами
Поход Центробанка против банков довел до тотального контроля за клиентами. Одна операция — и счет блокируется. Кто скажет о лютости, не видел банкиров Швейцарии и Израиля.
Тинькофф заблокировал счет клиента и потребовал от него рассказать, как он тратит прибыль, каким контрагентам и за что переводит деньги, а также показать диплом о высшем образовании. В банке назвали это принципом «знай своего клиента» и посоветовали привыкнуть — так будут проверять теперь везде. По просьбе банкиры составили памятку, каких операций лучше избегать, чтобы не потерять свои деньги.
В День всех влюбленных предприниматель Павел Проценко получил смс от Тинькофф Банка. Но не с поздравлением. Ему сообщили, что все операции по его счету временно приостановлены.
– До этого, неделю назад, меня попросили предоставить сканы договоров со всеми контрагентами, приложения, акты, счета, декларацию за 2016 г, сканы платежей в налоговую, информационную справку о бизнес-процессах, куда я перевожу деньги, каким образом я трачу средства от выручки бизнеса. Но самый абсурдный пункт заключался в том, что я должен предоставить статьи, публикации в СМИ, другие подтверждающие мою компетенцию документы, – рассказал бизнесмен.
А после блокировки личный менеджер Павла в банке сообщил ему, что к дополнение ко всему вышеперечисленному теперь еще нужно прислать скан его диплома о высшем образовании.
– Сказали, что после как вы предоставите все это, кстати, на выполнение требований дали 2 дня, будем решать вопрос о вашей разблокировке, – описал ситуацию Проценко.
Бизнесмен написал о ситуации в Facebook, отметил банк, и получил десятки комментариев и перепостов. Блокировка была снята, но диплом всё-таки пришлось показать.
– Тинькофф Банк, как и любой другой банк, исполняет требования Банка России и реализует принцип «знай своего клиента», поэтому может запрашивать разъяснения и документы, касающиеся деятельности своих клиентов. Если клиент не присылает запрашиваемые документы в установленный срок, банк может ограничить для него дистанционное банковское обслуживание. Так и произошло в случае с Павлом Проценко, – пояснили «Фонтанке в пресс-службе кредитного учреждения.
Опрошенные «Фонтанкой» игроки рынка сообщили, что подобного рода проверки сейчас набирают силу. Череда санаций и отзывов лицензий довела банки до необходимости изучать клиентов досконально и «на всякий случай», чтобы не последовать за «Югрой» и другими, где значительная доля операций клиентов, связанных с владельцами банка, имела признаки нарушения законодательства.
– На наш взгляд, количество мер по ужесточению контроля в отношении клиентов увеличилось, начиная со второго квартала 2017 года, – сообщила «Фонтанке» Наталья Петропавловская, руководитель по управлению комплаенс рисками Блока Массового Бизнеса «Альфа-Банка».
Председатель правления «Энергомашбанка» Геннадий Ветров отметил нарастание объема проверок с конца лета-начала осени.
По словам директора Северо-Западного филиала «БКС Премьер» Вадима Исакова, ужесточение регулирования банковского обслуживания связано с исполнением известного закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ). Он призван пресекать использование бизнеса для нелегальных схем и бороться с теневой экономикой. Главным образом, речь идет о борьбе с «фирмами-однодневками» и схемами по незаконному обналичиванию средств.
В июле ЦБ выпустил рекомендации, как отличить компании, за которыми банки должны установить усиленный контроль.
Например, рекомендовано приглядеться к компаниям, где наличные составляют более 30% от недельного оборота. К юрлицам, где с даты создания компании прошло менее двух лет. Фирмам, где налоговая нагрузка является минимальной или где средства поступают на счет суммами меньше 600 тыс. рублей, а снятие наличных осуществляется регулярно, ежедневно или в течение трех-пяти дней с момента поступления.
Вызывать вопросы у банков, по мнению ЦБ, должны компании, где деньги снимаются в конце одного операционного дня и снова — в начале следующего или даже если у клиента несколько корпоративных карт, через которые снимаются наличные, а других операций почти нет. И это далеко не полный перечень.
– Таким образом, с риском внезапной блокировки счетов может столкнуться любая недавно открывшаяся компания, особенно если ее деятельность связана с большим количеством наличности, например, из сферы торговли, туризма, бытовых услуг и так далее, – отметил Исаков.
– Если клиент вносит деньги и тут же, на следующий день, их снимает – это уже повод, чтобы доложить о его действиях в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Не говоря уже о более сложных схемах, – добавил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
По словам Ветрова, далеко не все клиенты святые и, по сути, банки находятся между молотом и наковальней.
– Есть жесткий список 550-п, который обновляется ежедневно. В этой базе может в любой момент выскочить контрагент и твои платежи на этого контрагента будут признаны сомнительными. А за проведение сомнительных операций ЦБ ужесточил суммы штрафов для коммерческих банков.
Есть к чему стремиться
При этом за рубежом, по словам Ветрова, банковская система в плане регулирования выстроена ещё жёстче.
– Например, в Израиле нельзя просто открыть даже карточку, пока добропорядочный гражданин Израиля за тебя не поручится, что ты благонадежный клиент, – рассказал Ветров. – В Швейцарии даже если ты зарегистрировал компанию, но не доказал там формат деятельности, что он будет не технический и номинальный, тебе расчетный счет никто не откроет.
В Евросоюзе банки по закону обязаны рассматривать предприятия, даже находящиеся на территории союза, но принадлежащие иностранным владельцам, как резидентов другой страны, со всеми соответствующими рисками. Зачастую это ведет к отказу в обслуживании.
А во многих странах ЕС, например, для резидентов и не резидентов действуют ограничения в оплате наличными. В Италии и Греции — до 3000 евро. За нарушение порядка положены штраф до 40% от платежа, но не менее 3 тысяч евро. А при оперировании суммой, равной или превышающей 50 тысяч евро, минимальный штраф будет увеличен в пять раз.
Все эти меры также направлены на борьбу с теневой экономикой. Так что российским банкам есть к чему стремиться.
В «Альфа-Банке» по просьбе «Фонтанки» составили перечень основных операций, которые могут вызвать приостановку обслуживания:
– обналичивание – систематическое снятие со счета денежных средств в объеме 80% и более от дебетового оборота по счету или переводы на физических лиц в аналогичном объеме.
– транзитные операции – регулярное зачисление денежных средств от большого количества контрагентов с последующим списанием в короткие сроки, при этом со счета уплата налогов осуществляется в незначительных размерах, операции обладают признаками фиктивных.
– вывод капитала за границу при оплате авансовых платежей за нематериальные услуги без одновременной оплаты НДС или за товары, не пересекающие таможенную границу.
Чтобы избежать блокировки счета, предпринимателям необходимо:
– Обязательно платить налоги через банк по основной деятельности и отчисления в бюджет за своих сотрудников.
– При расчетах с физическими лицами помнить о том, что ИП и юридические лица при этом становятся налоговыми агентами и необходимо оплачивать НДФЛ и отчисления в фонды с таких выплат.
– Не снимать много наличных денежных средств, так как расчеты между ИП и юрлицами в наличной форме ограничены законодательно в размере 100 тыс рублей в день, а при больших объемах снятия банк будет вынужден запросить документы о расходовании наличных.
– Важно правильно оформлять договоры и другие документы с контрагентами для защиты интересов в случае возникновения какой-то спорной ситуации, а также это поможет оперативно предоставить документ по запросу банка.
– Необходимо обратить внимание на заполнение назначения платежа в платежных поручения – там обязательно должно быть указаны назначение платежа, реквизиты договора или счета.
– Ну и конечно же, при поступлении запроса со стороны банка необходимо своевременно предоставлять документы, так как не предоставление информации и документов может ограничить доступ к платежам и переводам в интернет-банке или отказать в проведении операции.
Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР “О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”
В целях оказания кредитным организациям методологической помощи в выявлении и пресечении операций, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем и другие противозаконные цели, в том числе операций, обладающих признаками транзитных операций*(1) (далее для целей настоящих методических рекомендаций - сомнительные операции), Банк России рекомендует при управлении риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - риском ОД/ФТ) использовать следующие подходы.
1. В рамках работы по выявлению клиентов, осуществляющих операции, отвечающие признакам транзитных, рекомендуем обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов (далее - счет) налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации*(2) с 0,5% от дебетового оборота по счету*(3) в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих.
С учетом изложенного, при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендуем исходить из его значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.
Одновременно отмечаем, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
По итогам проведенных анализа и обобщения практики работы кредитных организаций по выявлению клиентов, по счетам которых проводятся транзитные операции, Банк России рекомендует принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:
со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховым взносам*(4), либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.
В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
2. Обращаем внимание на установленную подпунктом 2.6.3 пункта 2.6 Положения Банка России от 09.06.2012 № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» обязанность кредитных организаций располагать идентификационной информацией об устройстве, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства (далее - идентификатор устройства), с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств.
При этом в рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуем осуществлять контроль идентификатора устройства, с которого осуществлен доступ клиенту к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств, на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов кредитной организации, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий, а при их совпадении:
относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска ОД/ФТ в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ)*(5);
представлять в Банк России в составе запрашиваемой им информации по клиентам и их операциям сведения об идентификаторах устройств клиента.
3. В дополнение к рекомендациям по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением системы дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО), изложенным в письмах Банка России от 30.08.2006 № 115-Т и от 31.03.2008 № 36-Т, рекомендуем анализировать факты получения лицами, выступающими от имени клиента (далее - представители), криптографических ключей и аутентификационной информации для доступа и работы в системе ДБО на предмет выявления случаев представления такими лицами интересов других клиентов, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий.
В случае выявления факта совпадения представителя клиента с лицом, ранее осуществлявшим аналогичные полномочия в отношении другого (других) клиента (клиентов), в том числе того клиента (тех клиентов), счета которого (которых) были закрыты в рамках реализации кредитной организацией «противолегализационных» мероприятий, рекомендуем кредитным организациям относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска ОД/ФТ в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ.
4. С целью единообразного применения кредитными организациями кодов видов признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение Банка России № 375-П), при формировании подлежащих направлению в Росфинмониторинг сообщений рекомендуем принимать во внимание соответствие наиболее распространенных типов сомнительных операций нижеприведенным кодам.
Перечень сомнительных операций | Код вида признака операции, предусмотренный Положением Банка России № 375-П |
---|---|
I. Операции по переводу денежных средств за рубеж | |
перевод денежных средств за рубеж по авансовым платежам по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию: | |
перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию, в случае, когда условия коммерческого кредитования либо иные условия расчетов и поставок не соответствуют сложившейся (общепринятой) внешнеторговой практике | 1807 |
перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию, в случае, когда страна регистрации такого нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента | 1808 |
перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования, без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию, в случае, когда одновременно соблюдаются условия, предусмотренные для кода вида признака 1810 | 1810 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, при ввозе которых намеренно завышалась их контрактная стоимость, а также при неоднократном перемещении одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов: | |
перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, сопровождающим неоднократное перемещение одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию подтвержден товаросопроводительными документами стран-участниц Таможенного союза, вызывающими сомнения в их подлинности: | |
перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию подтвержден товаросопроводительными документами стран-участниц Таможенного союза, вызывающими сомнения в их подлинности, в случаях, предусмотренных для кода 1812 | 1812 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию подтвержден товаросопроводительными документами стран-участниц Таможенного союза, вызывающими сомнения в их подлинности, за исключением случаев, предусмотренных для кода 1812 | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по сделкам с услугами, в том числе связанным с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность: | |
поступление денежных средств на счет клиента - юридического лица - резидента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их переводом за рубеж по внешнеторговым договорам, предусматривающим оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность) при одновременном соблюдении условий, предусмотренных кодом вида признака 1414 | 1414 |
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), когда получателем денежных средств либо услуг является нерезидент, не являющийся стороной по такому договору | 1803 |
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций | 1804 |
перевод клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента (особенно в случаях, когда страна регистрации нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента) по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), по которому проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость | 1805 |
переводы клиентами-резидентами денежных средств в пользу иных резидентов на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в порядке исполнения обязательств по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность) | 1814 |
перевод клиентом - резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по внешнеторговым договорам, предусматривающим оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), по которым был оформлен паспорт сделки, который не был закрыт в установленном порядке, в связи с тем, что по истечении 180 дней с даты завершения исполнения обязательств по договору, указанной в паспорте сделки, нерезидентом не были исполнены (прекращены) полностью или частично обязательства по этому договору | 1815 |
перевод денежных средств в адрес нерезидента по внешнеторговым договорам, предусматривающим оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), за исключением случаев, предусмотренных для кодов видов признаков 1414, 1803-1805, 1815 | 1882 |
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), за исключением случаев, перечисленных в кодах видов признаков 1414, 1803-1805, 1814, 1815, 1882) | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по сделкам, связанным с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность: | |
поступление денежных средств на счет клиента - юридического лица - резидента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их переводом за рубеж, в том числе по внешнеторговым договорам, связанным с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, при одновременном соблюдении условий, предусмотренных кодом признака 1414 | 1414 |
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговому договору, связанному с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, когда получателем денежных средств либо услуг является нерезидент, не являющийся стороной по такому договору | 1803 |
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговым договорам, связанным с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций | 1804 |
перевод клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента (особенно в случаях, когда страна регистрации нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента) по внешнеторговому договору, связанному с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, по которому проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость | 1805 |
перевод клиентом - резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по внешнеторговым договорам, связанным с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, по которым был оформлен паспорт сделки, который не был закрыт в установленном порядке, в связи с тем, что по истечении 180 дней с даты завершения исполнения обязательств по договору, указанной в паспорте сделки, нерезидентом не были исполнены (прекращены) полностью или частично обязательства по этому договору | 1815 |
перевод денежных средств в адрес нерезидента по внешнеторговым договорам, связанным с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, за исключением случаев, предусмотренных для кодов видов признаков 1414, 1803-1805, 1815 | 1882 |
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговому договору, связанному с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, за исключением случаев, предусмотренных для кодов видов признаков 1414, 1803-1805, 1815, 1882) | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по агентским договорам: | |
поступление денежных средств на счет клиента - юридического лица - резидента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их переводом за рубеж по агентским договорам, при одновременном соблюдении условий, предусмотренных для кода вида признака 1414 | 1414 |
переводы клиентами-резидентами денежных средств в пользу иных резидентов на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в порядке исполнения обязательств по агентским договорам за исключением случаев наличия признаков совершения по счету клиента транзитных операций, предусмотренных для кода вида признака 1414 | 1814 |
перевод денежных средств за рубеж по агентским договорам, за исключением случаев наличия признаков совершения по счету клиента транзитных операций, предусмотренных для кода вида признака 1414, а также совершения переводов денежных средств клиентами-резидентами в пользу иных резидентов на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по инвестиционным договорам: | |
перевод клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента (особенно в случаях, когда страна регистрации нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента) по инвестиционным договорам с ценными бумагами | 1805 |
перевод денежных средств за рубеж по инвестиционным договорам, за исключением операций по переводу клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента по инвестиционным договорам с ценными бумагами | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи недвижимости за рубежом | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам приобретения доли в уставном капитале иностранной компании: | |
перевод клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента (особенно в случаях, когда страна регистрации нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента) по договорам приобретения доли в уставном капитале иностранной компании | 1805 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам приобретения доли в уставном капитале иностранной компании, за исключением операций по переводам клиентами-резидентами денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидентов | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг за исключением векселей: | |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг за исключением векселей, предусматривающим регулярное заключение клиентом срочных сделок с одним или несколькими контрагентами, результатом которых является постоянный доход или постоянный убыток клиента | 1901 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг за исключением векселей, предусматривающим разовую покупку клиентом большого пакета не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг по ценам, существенно отличающимся от рыночных | 1902 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг за исключением векселей, вытекающий из регулярно совершаемых операций по покупке с последующей продажей по существенно более высоким ценам ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг | 1903 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг за исключением векселей, вытекающий из сделок, при которых одна и та же ценная бумага (базисный актив) многократно продается и затем выкупается одной и той же стороной | 1905 |
перевод денежных средств за рубеж по операциям, связанным с покупкой векселей: | |
перевод денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента по операциям, связанным с покупкой векселей | 1805 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, предусматривающим регулярное заключение клиентом срочных сделок (в которых базисным активом выступают векселя) с одним или несколькими контрагентами, результатом которых является постоянный доход или постоянный убыток клиента | 1901 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, предусматривающим разовую покупку клиентом большого пакета по ценам, существенно отличающимся от рыночных | 1902 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, вытекающий из регулярно совершаемых операций по их покупке с последующей продажей по существенно более высоким ценам при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг | 1903 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, вытекающий из сделок, при которых один и тот же вексель (базисный актив) многократно продается и затем выкупается одной и той же стороной | 1905 |
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, не находящихся на депозитарном учете | 1906 |
перевод денежных средств за рубеж по операциям, связанным с покупкой векселей (кроме случаев, предусмотренных для кодов видов операций 1805, 1901-1903, 1905) | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж резидентами на свои счета, открытые в иностранных банках (кроме случаев, предусмотренных для кода вида операции 1813) | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж во исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах | 1899 |
перевод денежных средств за рубеж по операциям исполнения российскими банками обязательств по собственным векселям | |
перевод денежных средств за рубеж по операциям исполнения российскими банками обязательств по собственным векселям, не находящимся на депозитарном учете | 1906 |
перевод денежных средств за рубеж по операциям исполнения российскими банками обязательств по собственным векселям, предъявленным к оплате в день их выпуска на сумму, равную или превышающую 300 000 рублей | 1908 |
II. Операции с наличными денежными средствами | |
выдача наличных денег клиентам - юридическим лицам, иностранным структурам без образования юридического лица, индивидуальным предпринимателям: | |
зачисление в течение небольшого периода крупных сумм денежных средств на счет клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, операции по которому не производились в течение более трех последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, в том числе на расходы по закупке сельхозпродукции, на операции игорного бизнеса, на операции с ценными бумагами (включая операции с государственными ценными бумагами и операции с векселями), на прочие цели, а также с последующим снятием наличных денег с использованием платежных карт | 1402 |
существенное увеличение доли наличных денежных средств, снимаемых клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица со своего счета, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета, на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, в том числе на расходы по закупке сельхозпродукции, на операции игорного бизнеса, на операции с ценными бумагами (включая операции с государственными ценными бумагами и операции с векселями), на прочие цели, а также существенное увеличение доли наличных денежных средств, снимаемых таким клиентом с использованием платежных карт | 1410 |
снятие клиентом - юридическим лицом и клиентом - индивидуальным предпринимателем, в том числе с использованием платежных карт, денежных средств в наличной форме со счета на расходы по закупке сельхозпродукции, на операции игорного бизнеса, на операции с ценными бумагами (включая операции с государственными ценными бумагами и операции с векселями), на прочие цели (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов) | 1420 |
выдачи наличных денежных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям иностранным структурам без образования юридического лица на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, за исключением случаев, перечисленных в кодах видов признаков 1402, 1410, 1420 | 1499 |
использование клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму менее 600 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте, в том числе с использованием платежных карт, с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций | 1409 |
выдачи со счетов физических лиц, в том числе со счетов, предусматривающих осуществление операций с использованием платежных карт | 1499 |
обналичивание денежных средств с использованием депозитных счетов нотариусов | 1499 |
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России».
Заместитель Председателя Банка России |
Д.Г. Скобелкин |
_____________________________
*(1) Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
*(2) Налоги, сборы, страховые взносы, таможенные платежи.
*(3) Критерий признака, свидетельствующего о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен, в частности, в методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 № 4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
*(4) Страховые взносы, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
*(5) В том числе в соответствии с письмом Банка России от 27.04.2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» реализовывать предусмотренное соответствующим договором по обслуживанию клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания право отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.
Обзор документа
Приведены рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. N 18-МР о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Так, одним из определяющих признаков совершения клиентом сомнительных операций является уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня.
Также приведен перечень дополнительных признаков сомнительных операций, которые следует принимать во внимание. Например: со счета не выплачивается зарплата работникам клиента, либо перечисления по НДФЛ и страховым взносам не соответствуют среднесписочной численности сотрудников; фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума; отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств и основаниями последующего их списания; происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств.
Следует принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных его возможностей по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
В рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуется контролировать идентификатор устройства, с которого осуществлен доступ клиента к АС, ПО для переводов денежных средств, на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов банка, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации "противолегализационных" мероприятий.
Приведен перечень наиболее распространенных типов сомнительных операций и соответствующих им кодов.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71629876/#ixzz57TZiz83s
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71629876/#ixzz57TZPGTRf
18 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти